Происхождение
и развитие боевых искусств
Процитировано
по ТАЭКВОН-ДО (Корейское искусство самообороны)
генерал Цой Хонг Хи
ISBN
5-859338-022-4
Исторические
документы свидетельствуют о том, что сельское хозяйство, охота, медицина,
торговля и письменность были распространены в Китае еще в 3500 году до н.э. во
время правления императоров Бок Хи, Син Нонга и Хванг Же.
Найденные в
долине реки Нил наскальные рисунки, а также иероглифы в погребальницах
египетских пирамид говорят о том, что египтяне еще до 3000 года до н.э.
практиковали кулачные бои, напоминающие современный бокс. Имеются
документальные свидетельства о культивировании кулачных боев месопотамцами и
шумерами (II-III век до н.э.).
Основываясь на
исторических материалах, легко представить, насколько сильно выживание
примитивного по уровню развития человечества зависело от умения использовать
руки и ноги для борьбы с врагами, дикими животными и окружающей средой. По мере
развития человечества примитивные способы борьбы постоянно совершенствовались,
со временем сформировавшись в боевые искусства.
Со времен
древних греков (700 лет до н.э.) бокс, борьба и другие виды единоборств уже
постоянно присутствовали в программе Олимпиад. В произведениях Гомера (800-900
лет до н.э.) имеются описания схваток, проводившихся без оружия.
Древнегреческий философ Платон (347-427 гг. до н.э.) упоминает о "бое без
соперника" (нечто подобное бою с тенью в современном боксе), элементы
техники которого наряду с элементами техники борьбы и бокса были объединены в панкратион
— вид борьбы, в котором удары разрешалось наносить любым сегментом тела.
Со временем
греческий панкратион переродился в римское гладиаторство. Во времена Золотого
века Римской империи предназначенные для развлечения зрителей гладиаторские
представления отличались чрезвычайной жестокостью. После падения Римской
империи эти представления устраивались в Германии, Нормандии и Англии, а затем
постепенно трансформировались в современный бокс и борьбу.
Имеются
документы, из которых следует, что некоторые виды кулачных боев были широко
распространены в древнем Китае. Искусство палгвае, зародившееся в эпоху Джу
Гонг (приблизительно 2000 лет до н.э.), достигло своего совершенства почти
через тысячу лет — во времена правления династии Сонг.
В мире
развивалось большое число стилей единоборств, использовавших руки и ноги. В
каждом из них нашли отражение особенности времени, а также культурные традиции
соответствующих стран. В Китае было распространено куи-фу и дайджи-чон, в
Индии — селамбам, во Франции — саватэ, в Японии — дзю-до, каратэ, айкидо и
диуждитсу, в России — самбо, в Малайзии — босилат, в Таиланде — кик-боксинг, в
Корее — таэ-кйон, су бак-ги и таэквон-до. Некоторые виды из этих единоборств
столь же древние, как и само человечество. Практически невозможно проследить
историю, чтобы сказать, где и когда впервые началось использование рук и ног в
единоборствах.
Существует
множество легенд, относящихся к схваткам без оружия, многие из которых с
легкостью принимаются за быль. Некоторые авторитеты утверждают, что главный
толчок развитию техники применения рук и ног в единоборствах дал живший в Китае
в шестом веке буддиский монах Бодхидхарма (в Китае его называли Тамо, в Японии
— Дарума), являвшийся третьим сыном индийского императора Брахмана, известного
как 28-й индийский патриарх дзен-буддизма.
Считается, что
Дарума (448-529 гг.) отправился через Гималаи в Китай из одного из
расположенных в южной части Индии монастырей для того, чтобы обучить монарха
правящей династии Лианг принципам буддизма. (Суть доктрины дзен состоит в
стремлении к внутреннему самоочищению путем воздержания от материальных благ,
скупости, пустоты и т.п.)
Добравшись до
Китая в 520 г., он отправился в Шаолиньский монастырь, располагавшийся на горе
Шао-Шик. Здесь он начал учить китайских монахов буддизму. Введенная Дарумой
жесткая дисциплина и интенсивные физические занятия вскоре истощили монахов.
Для того, чтобы подготовить монахов к жесткой дисциплине, Дарума начал
тренировать их по книгам И-Жин Кйонга (совершенствование тела) и Си Шим Кйонга
(совершенствование духа). Использовавшаяся система подготовки была направлена
на освобождение занимающихся от всякой предвзятости и таким образом
способствовала их внутреннему самоочищению. Помимо всего прочего, монахи
ежедневно упражнялись в выполнении Шин Па Ло-хан — 18 комплексов движений
руками, имитирующих позы 18 различных идолов монастыря. В результате монахи
стали одними из самых сильных бойцов Китая.
Описанная
система тренировки в сочетании с выполнением Шин Па Ло-хан образовала
знаменитую систему самообороны — шаолиньский кулак.
Существует
крайне мало проверенных свидетельств, подтверждающих эту историю. Тщательное
обобщение исторических фактов позволяет говорить о том, что Дарума
действительно прибыл в Китай в середине У1-го века во время правления династии
Лианг. Сначала он собирался учить буддизму императора Му Жде Кван Жду, однако
впоследствии отказался от приглашения во дворец и отправился в расположенное на
севере Китая ма ленькое государство Уи, где был приглашен учить короля Мйонг
Дже. По неизвестным причинам Дарума отказался и от этого приглашения. Прибыв в
Шаолиньский монастырь, он прожил в нем 9 лет до наступления смерти.
В период между
I веком до
н.э. и VI
веком н.э. Корейский полуостров был разделен на три королевства: Силла, Когурйо
и Баэк Же. Самое маленькое из королевств Сила постоянно подвергалось угрозе
нападения со стороны более сильных северного и западного соседей.
Во время
правления Чин Хеунга, 24-го короля Силлы, молодыми аристократами и воинами был
сформирован элитный офицерский корпус под названием Хва Рангдо. Помимо
традиционных тренировок с булавами, луками, мечами и крюками воины корпуса
тренировали духовную и физическую дисциплину, разнообразные формы борьбы руками
и ногами. Для укрепления тела они взбирались на крутые горы, плавали в бурных
реках в холодные месяцы года и беспрестанно готовили себя к защите своей
Родины.
Для
самоуправления и духовного объединения членов братства по оружию под
руководством видного буддистского монаха страны Вон Канга был разработан
следующий кодекс правил поведения:
1. Будь предан
королю.
2. Слушайся родителей.
3. Уважай друзей.
4. Никогда не отступай в битве.
5. Будь готов убить.
Воины корпуса
Хва Рангдо стали известны на всем полуострове своей храбростью и мастерством,
приобрели уважение даже среди злейших врагов. Силы, которые черпали воины из
своего уважения к кодексу правил поведения, позволили им достичь высот
героизма, стать легендарными. Многие из этих воинов погибли на поле брани на
пороге своей юности — в возрасте 14-15 лет.
Существует
довольно много исторических документов, свидетельствующих о существовании
разнообразных форм единоборств с использованием рук и ног в Силле и Когурйо,
некоторые из которых схожи с техникой таэ-кйон и японского джиуджитсу.
Воины Хва
Рангдо вывели эти примитивные методы борьбы ногами на новый уровень путем их
модернизации с учетом свойств специальной армейской обуви, а также внедрением
принципов тренировки, использовавшихся в Хва Рангдо. Новая концепция моральной
и физической подготовки превратила борьбу ногами в ранг искусства.
В период Хва
Рангдо оригинальный примитивный метод кулачного боя, называемый "су
бак-ги", был очень популярен среди простых людей династии Гурйо. Люди
уважительно относились к су бак-ги. Во время фестивалей Дан-0 (5-го мая по
лунному календарю) и летних фестивалей (15 августа по лунному календарю) наряду
с соревнованиями по корейской борьбе, перетягиванию каната, разнообразным
прыжкам проводились и состязания в су бак-ги.
Известный
корейский историк доктор Дандхае Шин Чае Хо в своих трудах об античном Чосуне
описывает испытания, проводившиеся в экстремальных условиях: "Танцы с
мечами и некоторые виды водного спорта проводились на замерзших реках, чтобы
испытать смелость и выносливость. Соревнования по стрельбе из лука и таэ-кйон
проводились для тестирования ловкости и силы. Лучшему охотнику присваивалось
звание "Сон-Би". Считалось, что перечисленные выше умения являлись
необходимыми для воина. Победители пользовались всеобщим уважением".
Доктор Данджае далее утверждает, что искусство су бак-ги было известно в Китае
под названием "квон бап", а в Японии — как одна из разновидностей
джиуджитсу.
Знакомясь с
историческими документами, связанными с боевыми искусствами Кореи, было очень
интересно установить, что император династии Ли (годы правления 1401-1408)
активно привлекал к работам по формированию сильной армии мастеров по таэ-кйон,
сирум (корейская национальная борьба), метанию камней, стрельбе из лука и су
бак-ги. Многие исторические документы свидетельствуют о том, что весьма
вероятно, что некоторые из перечисленных форм кулачной борьбы были
экспортированы в Японию и стали базой японского джиуджитсу и каратэ. Возможно,
что воины корейского Хва Рангдо явились прообразом японских самураев.
В своей книге
"Это каратэ" известный японский авторитет в каратэ Матутатцу Ояма
предполагает, что этимологически слово "каратэ" возможно появилось
из располагавшегося на севере Корейского полуострова государства Кайа.
|